Выбор рюкзака

Сразу рекомендуем отказаться от использования старых советских рюкзаков типа «колобок» или «Ермак» и похожих версий. Эти рюкзаки были уместны в свое время, но времена меняются и сейчас лучше использовать современные рюкзаки с соответствующими конструкциями и материалами. Конечно, если вы сторонник «олдскульных» походов, то этот выбор именно для вас, но в дальнейшем мы будем рассматривать только современные модели рюкзаков.

При выборе рюкзака ключевыми являются такие параметры:

— объем
— спина и лямки
— материалы
— фурнитура
— функциональность
— регулирование / подгонка

 

Объем рюкзака

Объем рюкзака – первое, на что нужно обратить внимание, определившись с предназначением рюкзака в целом.

По объему рюкзаки условно можно разделить на такие группы:

— До 35-45 литров – штурмовые рюкзаки

Рюкзаки такого размера идеально подходят для коротких однодневных путешествий или радиальных / штурмовых выходов. Значительным преимуществом является малый вес, но и небольшой объем существенно уменьшает круг их применения. Относить такие рюкзаки исключительно к прогулочным / штурмовым не стоит, поскольку есть много туристов, которые прекрасно используют их в более длительных походах. Для этого нужен опыт.

— 55 – 80 литров – среднего размера / туристические рюкзаки

Рюкзаки среднего размера – это более универсальная группа. С таким рюкзаком можно как выйти на прогулку в ландшафтный парк, так и уйти в длительный автономный поход. Рюкзаки такого объема идеально подходят для женщин, не стоит перегружать прекрасных туристок

— 90 – 130 литров – экспедиционные рюкзаки

Экспедиционные рюкзаки — это рюкзаки для длительных путешествий, сопряженных с переносом запасов еды, теплого снаряжения, специального оборудования (фотоштативы, лодки и т. п.) и прочих подобных целей. Однако вам так же комфортно будет с этим рюком и в походе выходного дня. Рюкзаки этой группы бывают объемом до 130 литров, но это не значит что чем больше, тем лучше.

Универсальным объемом можно считать 75-90 литров, с таким рюкзаком можно отправиться в любое путешествие.

Мы будем рассматривать последний тип – экспедиционный. Для новичков подойдет более-менее универсальный вариант на 80-90 литров с широкими лямками, вшитым дном, двумя боковыми и одним задним карманом, системой стяжек, ремней, позволяющих уменьшить объем рюкзака при необходимости. Стандартный объем рюкзака для горного туризма составляет: для мужчин – 100-110 литров, для женщин – 65-80.

Вес пустого рюкзака составляет от 2 до 3,5 кг. В рюкзаках высокого уровня такой вес напрямую связан с качеством.

Некоторые производители выпускают специальные облегченные модели рюкзаков, вес которых составляет 1 – 1,8 кг. В таких рюкзаках снижение веса обеспечивается за счет отказа от всех излишеств в виде дополнительных карманов, аптечек, влагозащитных чехлов и даже ремней и застежек. Обычно используется более тонкая и менее плотная (и, соответственно, менее износостойкая) ткань, чем на обычных рюкзаках.

На практике минимизация веса лучшими производителями ведет лишь к незначительному снижению комфортности при использовании рюкзаков.

 

Спина и лямки

В условиях похода вам приходится всю тяжесть нести на своих плечах. Именно поэтому комфортность спины и лямок рюкзака имеет огромное значение. Большинство рюкзаков имеют жесткую конструкцию спины с металлическим (алюминиевым) каркасом или специальными дюралевыми пластинами, которые делают спину жесткой и позволяют носить груз без вреда для позвоночника. Такая конструкция придает вес рюкзаку, но эффективно перераспределяет нагрузку. Спина современного рюкзака состоит из многих “подушечек”, мягких вставок, которые уменьшают натирания и делают рюкзак действительно комфортным. Промежутки между такими подушечками улучшают циркуляцию воздуха. Некоторые производители рисуют очень хорошие схемы, которые обещают нам сухие спины. Во многом подобные “воздушные” системы ощутимо увеличивают комфорт, но не стоит рассчитывать на сухую спину.

Стоит обратить внимание на наличие поясных оттяжек и различных приспособлений для прикрепления груза снаружи, поскольку очень часто все невозможно уложить в рюкзак.

99% туристических рюкзаков оснащены поясной лямкой. Поэтому вопрос выбора рюкзака без пояса практически не возникает, но если вы привыкли ходить без него, вы можете застегнуть поясную лямку вокруг рюкзака и наслаждаться путешествиями. Также вы можете подобрать модель со съемным поясом. Грузовой пояс – абсолютно необходимая деталь современного походного рюкзака. Правильно сделанный и точно подобранный пояс, во-первых – позволяет перенести на бедра до 50-60% веса рюкзака, разгружая переднюю часть плеча (ключицу) и позвоночник, во-вторых – четко фиксирует рюкзак на спине, не давая ему раскачиваться.

Обратите внимание на ширину лямок. Для крупных экспедиционных рюкзаков справедливо утверждение “чем шире / толще, тем лучше”. Плечевые ремни должны иметь накладки шириной, примерно, с ладонь, с полужесткими вкладышами. Более узкие накладки врезаются в плечи, а более широкие – в шею, превращая походы на испытания. Вверху обязательно наличие строп-оттяжек, притягивающих верх рюкзака к затылку, что приближает его центр тяжести к спине и облегчает ходьбу.

Карманов нужно ровно столько, сколько действительно нужно, и не больше. И если в городском рюкзачке нужно разложить ключики, телефончики, зонтики, книги и книжечки, основную боевую косметичку и пудреницу быстрого реагирования, и т. д., то в походе избыток карманов неуместен – они за все цепляются, всегда есть шанс что-то утерять из недозакрытого или надорванного кармана. Разумный минимум – один карман спереди, один – на клапане и пара на боках – под длинномерные предметы.

 

Материал

Иногда, в сложных походах туристы переносят в своих рюках снаряжение и весом с половину собственного. Выдержать такие нагрузки могут только рюкзаки, которые сшиты из прочных материалов. На данный момент абсолютно все рюкзаки шьются из синтетических тканей. Самыми распространенными среди них являются Cordura, Ripstop-Polytex и Oxford (авизент). Oxford мягче и легче. Cordura, напротив – поддерживает форму рюкзака, а так же значительно более прочна, но при этом и более дорога.
Лучше выбирать рюкзак немарких цветов, потому что рюкзак все время будет пачкаться и изнашиваться. Оптимальный вариант — темно-синий, темно-зеленый или серый цвет с яркими оранжевыми или другими, хорошо заметными частями. Это поможет не потерять рюкзак из виду, либо легче найти его в сумерках.

 

Фурнитура

Обращайте внимание на то, какая фурнитура использована в вашем рюкзаке. Если это Duraflex, YKK – будьте уверены, что она вас не подведет. Если фурнитура “noname” или просто не вызывает доверия, вы конечно можете купить хорошую вещь, но риск получить “проблему” довольно высок.

Что происходит с некачественной фурнитурой:
— Фастексы (застежка на поясной лямке / клапанах рюкзака / других деталях) перестают держать.
— Трехщелки (фиксаторы, регулирующие длину строп на плечевых лямках и другие регулировки спины / пояса) не фиксируют / протравливают стропу, тем самым делают регулирования рюкзака невозможным. Трехщелки, сделанные из дешевого пластика, просто-напросто ломаются при регулировке строп (проверено на себе).
— Молнии, особенно водонепроницаемые, выходят из строя.

Также внимательно проверяйте качество пошива. Все строчки должны быть закреплены по краям “обратным ходом”. Подобные проблемы не встречались в иностранных марках, а украинские производители, к сожалению, иногда этим грешат.

 

Функциональность (составляющие рюкзака)

Удобство рюкзака и его функциональность определяют “мелочи”, которые облегчают вашу жизнь.

— Нижний доступ в рюкзаке (подвал) —  пригодится тогда, когда крайне необходимо получить какую-то чрезвычайно необходимую “штучку” почти с самого дна рюкзака. Хотя на биваке вы все равно вынимаете почти все вещи из рюкзака и, возможно, даже никогда не воспользуетесь нижним доступом, но его наличие и использование может стать удобной и полезной привычкой. Очень хорошо если нижнее отделение рюкзака имеет дополнительную перегородку от основного.

— Клапан – это верхнее отделение рюкзака для мелких вещей, которые можно легко и быстро достать. Клапан обычно состоит из большого верхнего отделения и маленького внутреннего (для документов и ценных вещей). Клапаны бывают фиксированные и регулируемые / съемные. Фиксированные клапаны менее функциональны, чем регулируемые, поскольку не позволяют увеличивать объем рюкзака. В некоторых моделях, сняв клапан, его можно использовать как маленький рюкзак.

— Туба – это “рукав” из прочной, но легкой (обычно плащевой) ткани, что является своеобразным продолжением рюкзака с затяжкой на конце. Туба дополнительно защищает вещи внутри рюкзака от грязи и влаги. Если ваш рюкзак имеет регулируемый клапан, то туба может увеличить его объем.

— Компрессионные ремни – это стропы, которыми можно стягивать рюкзак, а также крепить снаряжение снаружи (навеска). Очень удобно пристегивать карематы или штативы по бокам рюкзака, однако лучше не злоупотреблять расположением вещей снаружи (можно повредить / потерять, также навеска мешает при движении через заросли). А вот компрессионные стяжки очень сильно помогают и являются неотъемлемым атрибутом, которым вы обязательным воспользуетесь.

— Дополнительный объем – это небольшой штурмовой рюкзак, пристегивающийся к основному. Очень удобная вещь, объемом до 30 литров. Незаменима при радиальных выходах с места стоянки.

 

Регулировка

Сразу после надевания рюкзака застегиваем и затягиваем пояс. Удобно делать это в наклоненном вперед положении, когда рюкзак свободно лежит на спине. Тогда пояс рюкзака не нагружен, и его легко затянуть на нужную величину.

Затем подтягиваем наплечные ремни рюкзака. Они должны всей поверхностью прилегать к плечам, однако не следует чрезмерно затягивать их.

Подтягиваем ремни регулировки положения, перемещая тем самым верх рюкзака ближе к спине. Нижнюю часть ремня предварительно нужно зафиксировать в области ключиц.

Подтягиваем боковые оттяжки пояса, разгружая тем самым швы крепления пояса к рюкзаку.

Нагрудный ремень застегиваем, если нет дискомфорта. Очень часто бывает, что он стесняет дыхание. Его задача – препятствовать сползанию лямок с плеч и перераспределять вес при движении с веревками на склонах или скалах.

 

Укладка

Прежде всего, надо твердо запомнить, что все вещи должны быть в рюкзаке. Руки должны быть свободны от груза для того, чтобы пользоваться компасом, GPS, чтобы что-то сфотографировать, чтобы отвести ветки, чтобы придерживаться или страховаться при преодолении препятствий, наконец, чтобы при необходимости подать руку товарищу.

Перед укладкой нужно расстегнуть все карманы рюкзака и положить его спинкой на землю. Вдоль спинки рюкзака и его дна следует разместить мягкие вещи — одеяло, куртку, свитер и т. д. Но этого недостаточно, надо чтобы внизу спины образовался небольшой мягкий валик. Обязательно заполните углы рюкзака, к которым пришиты лямки (лучше всего мелкими мягкими вещами), — он будет плотнее прилегать к спине. Тогда вес груза распределится между плечами и поясницей.

Самые тяжелые предметы расположите максимально близко к спине и не слишком низко. В противном случае, придется сильно наклоняться вперед, чтобы компенсировать низкий и сильно удаленный от Вашего тела центр тяжести рюкзака.

Если в рюкзаке остается пустое место, то свободное пространство следует заполнять, укладывая вещи друг на друга, чтобы рюкзак «рос» вверх, а не в ширину, иначе в дальнейшем компрессионные ремни ничем не помогут. Надо помнить, что в результате тряски, возникающей при ходьбе, неплотно уложенные вещи начинают смещаться внутри и резать или натирать спину.

Не надо бояться туго набивать рюкзак и засовывать некоторые вещи, прилагая усилие. Снаружи хорошо видно, где брезент рюкзака натянут и ничего больше не поместится, а куда можно положить еще что-нибудь.

Вещи, которые могут Вам понадобиться на предстоящем отрезке маршрута, положите сверху и в карманы рюкзака, чтобы к ним был легкий и быстрый доступ, и не пришлось все распаковывать. Для абсолютной защиты вещей от дождя, можно дополнительно обезопасить их с помощью обычных пакетов, только не стоит увлекаться, иначе можно оставить слишком много пустот. Одежда, спички и приборы – вот разумный минимум. Накидку от дождя и куртку/ветровку лучше крепить под клапан – так и легче и быстрее можно достать при необходимости.

Последний совет: не нужно переоценивать свои силы и брать в поход чрезмерно тяжелый рюкзак. Вес рюкзака для женщин не должен превышать 15- 20 кг, для мужчин — 25- 30 кг.

 

Ваш Кысыч.

crazy_cat

Поделиться:
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

6 комментариев к записи “Выбор рюкзака”

  1. Турист_СССР:

    Спасибо, полезная информация! А где бы Вы посоветовали приобретать рюкзаки?

    • Приобретать, конечно, там где цена не кусается smile
      Важнее производитель. Я бы посоветовал фирму Tatonka. Достаточно продуманные и качественные рюкзаки. И цена не завышена.

  2. Хочу посоветовать очень хороший рюкзак для легкохода, с оригинальной спинкой — Granite Gear Crown V.C. 60. Очень легкий — всего 900 грамм, но в то же время сделан из рипстопа и кордуры.
    Вот ссылочки: рюкзак на Ebay, он же на YouTube.

  3. При выборе туристического рюкзака советую присмотреться не только к раскрученным иностранным производителям, но и к отечественным. При чем из них следует выбирать тех, кто держит производство именно у себя, а не в Китае или где-то еще. Потому что тогда происходит более тщательный контроль качества. Вот, как пример, рюкзаки Александра Волкова в Украине http://beskid.com.ua/content/turisticheskie-rukzaki-aleksandra-volkova О них много хороших отзывов, есть разные типы рюкзаков: от 25 до 140 литров, и цена не кусается.

    • Спасибо за информацию, Юлия, будем считать, что это не реклама. smile Кстати, я присматривался к снаряжению украинского производства — очень даже высокий уровень. Веревочка «Укроп», например, вообще аналогов не имеет. Однако стоимость доставки в Казахстан частенько уравнивает выигрыш в цене.

  4. У меня проблемы с навешиванием на внешнюю часть рюкзака, все эти веревочки и петельки, понятия не имею, что с этим делать и как это правильно использовать. Можно будет как-нибудь поподробнее про это? Желательно с картинкамиsmile Заранее спасибо!!!!!!

Оставить комментарий к записи Кысыч

Top