
краткое содержание предыдущей части:










Предыдущая часть закончилась переездом на стоянку №2. Начался месяц июль, самый жаркий летний месяц. Был четверг и других отдыхающих по соседству с нами не было. После разбивки лагеря я первым делом обследовал ближайшие скалы, которые были естественной "стеной" нашего "дома". По правде сказать, меня больше интересовали не эти скалы, а те, что за трассой - повыше, подальше и посложнее. Ну, и поинтереснее.




Также меня интересовал берег в зоне видимости на предмет возможных стоянок в будущем.

Берег поблизости представлял интерес для рыбаков, к которым я себя не причисляю. Подъезда к воде я не заметил, зато в последствии не раз замечал оставленные на обочине машины.

Я уже говорил в прошлой части о неповторимой акустике этих мест, позволяющей слышать голоса на значительном удалении от их источника. Поэтому, едва услышав обрывки разговора мужских голосов, забрался на скалу с 30-кратным биноклем и стал искать разговаривающих. Долго искать не пришлось. За трассой среди скал ходили два человека с фотоаппаратами. Ходили не бесцельно - пристально разглядывали каждую возвышенность, обходя её вокруг. Одна из скал их чем-то заинтересовала. Фотографы скрылись за ней и долго не появлялись. Предположив, что искатели нашли то, что искали, я спустился.

Вскоре ветер снова донёс человеческую речь. На этот раз она ощущалась намного ближе. Поднявшись на свой наблюдательный пункт, я увидел, что люди с фотоаппаратами идут по обочине автотрассы. Любопытство подстегнуло меня выйти на встречу им, чтобы поинтересоваться погодой, мировой обстановкой и целью их поисков. Мы познакомились. Это были Сергей Силантьев из Серебрянска и мой риддерский земляк Дмитрий Ткачёв.
Я пригласил их в наш лагерь на "попить чай или кофе". Предположение, что фотографы искали наскальные рисунки, подтвердилось. Ну, как сказать искали - Сергей и Дмитрий не впервые в этих местах и знают их довольно хорошо, поэтому я получил несколько описаний мест, где можно найти следы творческой деятельности древних. Так же я был проинструктирован ими, что не стоит слишком распространяться в интернете насчёт точного местонахождения рисунков. Поверх одного из найденных ими петроглифов уже была сделана современная надпись краской. Поэтому точного местонахождения и привязки к местности я не даю. На прощание мы с Владой получили от Сергея и Дмитрия приглашение на вечернюю уху, но воспользоваться им не получилось - к вечеру по соседству с нами встала "Газелька" с рыбаками. Оставлять Владу одну, не зная, какие намерения могут быть у трех подвыпивших мужиков, я не стал. Вечер провёл, не удаляясь от нашего "стойбища" на большое расстояние.


Утро было ознаменовано географическим открытием. Оказывается, на Нарымском хребте тоже есть Три Брата, очень напоминающие риддерские. Сравните сами.
Куланжорга:

Риддер:

"Газели" с рыбаками уже не было. Но их место не долго оставалось пустым. Вскоре приехала супружеская пара из Зыряновска (Алтая). Рассудив, что от спокойно ведущих себя людей в возрасте неприятностей не будет, я оставил стоянку на попечение Влады, а сам по солнцепёку решил заняться своим любимым делом - выбрать возвышенность повыше и залезть на неё. Конечно, я ̶в̶р̶у̶ ̶ч̶а̶с̶т̶о̶,̶ ̶м̶н̶о̶г̶о̶ ̶и̶ ̶с̶ ̶у̶д̶о̶в̶о̶л̶ь̶с̶т̶в̶и̶е̶м̶ - человек честный и свои вылазки всегда могу подтвердить несколькими снимками. Собственно, ради них эти вылазки и совершаю.






На этом снимке видно лагерь наших соседей. В отличие от нас, люди позаботились о создании тени над головой в солнечный день.

Некоторые туристы любят оставлять в местах своих посещений надписи, типа "Ося и Киса здесь были". У меня свой способ потешить тщеславие. Да и то прибегаю к нему очень редко из-за того, что окружающий пейзаж выглядит обычно куда красивее моей физиономии.

Немного подсадив заряд батарей, хоть и не тратил его без необходимости, я решил использовать своё восхождение с пользой. В бинокль стал разглядывать скалы, пытаясь разглядеть то, что однажды уже видел в этих горах - наскальные рисунки. То ли я еще не ослеп, то ли бинокль, подарок омских астрономов, оказался очень хорош для этой цели, но рисунки я разглядел. В окружении земляных пчёл, которым почему-то не понравилось моё присутствие на вершине, я стал п̶о̶д̶н̶и̶м̶а̶т̶ь̶с̶я̶ ̶с̶п̶у̶с̶к̶а̶т̶ь̶с̶я̶ двигаться в пространстве-времени в сторону рисунков. Оставлю их комментирование археологам или людям более меня компетентным в этой области. Просто покажу снимки.



Ближе к вечеру мы познакомились с соседями. Это оказались очень дружелюбные люди, Александр и Людмила Ваннеры. Оствив наши пожитки на их присмотр, мы с Владой еще раз прогулялись к рисункам.

Кроме рисунков обнаружили ещё прекрасно сохранившуюся дату "1929", не замеченную мной днём. Возможно это дата какой-то экспедиции.

Вечер окрасил горы в малиновый цвет. Такие закаты я часто наблюдал со стоянок на левом берегу, находясь напротив Куланжорги. Сейчас же мы сами стали частью окружающего нас малинового мира.



Вечерний костёр - п̶е̶р̶в̶о̶б̶ы̶т̶н̶ы̶й̶ ̶а̶т̶а̶в̶и̶з̶м̶ наша старая традиция. Дрова заготавливал ежедневно небольшими порциями, стараясь не истязать себя топором и ножовкой под палящими лучами. Давно поглядывал на засохший ствол тополя приличной толщины и стоявший под небольшим углом, удобным для ножовки. Наконец, мне надоело собирать хворост, и этот сухостой был приговорён к службе топливом. Однако, это мнение не разделяла пчела-плотник, которая вылетела откуда-то из-под коры и начала заинтересованно нарезать круги вокруг моей головы. Вообще-то плотники ведут себя не агрессивно и не жалят без особой необходимости, но здесь признаки агрессии были уж слишком очевидны: пчела защищала свой дом, на который я покушался. Поскольку вступать в переговоры было бессмысленно, я решил отступить, сыграв в бадминтон. "Ракеткой" была ножовка, "воланчиком" - несчастное насекомое, которое отлетело в заросли тростника и издавало звук запутавшейся в паутине б̶е̶н̶з̶о̶п̶и̶л̶ы̶ мухи. Боевая ничья. Я - цел, дом пчелы - тоже.

На следующий день, опять же, благодаря супругам Ваннерам, мы с Владой съездили в Свинчатку, купить кое-что попить, поесть и покурить. Магазинчик там довольно маленький, разнообразие ассортимента тоже невелико. Цена на сигареты навела на мысль о том, что курение убивает здоровье, а бюджет вообще разносит на куски.

На обратном пути сделал несколько снимков мест нашей прошлой "боевой славы" на том берегу и всего, что попалось на глаза на берегу этом.
"Бухтарминская лилия"

"Рубин"




4 июля наши добрые соседи уехали, тепло с нами попрощавшись. Уехали вовремя, потому что на следующие три дня наш лагерь под ивой стал местом заточения. Наступали июльские праздники и народ стал съезжаться на берег, как на куланжоргинский, так и на противоположный. Все свободные места возле нашего пляжа к вечеру были ̶з̶а̶н̶я̶т̶ы̶ оккупированы веселящимися компаниями. Кратковременное затишье в какой-нибудь из них говорило, что в животы веселящихся в этот момент заливается очередная порция веселящего. Ехать по берегу дальше смысла не было, мы решили пересидеть праздники, никуда не дёргаться и терпеть шумное соседство. От нечего делать я наловил мелких окуньков, чтобы обеспечить любимой супруге тоже какое-то занятие. Брать фотоаппарат в руки уже не очень хотелось - вокруг уже всё было снято и переснято. Единственно чем-то новым стали миражи в полуденную жару, искажающие постройки Новостройки (уж простите за тавтологию - Заготзерна) и соседствующих с этим селом баз отдыха.



После изнурительного дневного зноя заход солнца воспринимался, как праздник. Праздником он был и для комаров, в том числе. Но к такому варианту развития событий мы были готовы. Ибо диэтилтолуамид, а точнее - кремы и спреи с его 30%-м содержанием - одно из величайших изобретений человечества, уставшего лупить комаров на стенах своих пещер. Сколько наскальных и пещерных рисунков не было выбито/нарисовано только потому, что древний художник был занят истреблением кровожадных тварей, ворвавшихся гнусящей тучей в его обитель!


Помимо наблюдений за природой, мы наблюдали также за поведением приматов в их не очень естественной среде обитания. Интересное событие произошло поздним вечером 5 июля. Одна из компаний, приехавших на двух машинах, где-то перешла ту грань, когда веселье сменяется агрессией. Взаимную ругань и упреки сменил звук уезжающего автомобиля. Но компания уехала не вся. Оставшиеся тут же разделились на два лагеря и скандал вспыхнул, как свежая порция сушняка в нашем костре. Неожиданно раздался необычный звук. Такой мне приходилось слышать в детстве, когда после визита сантехника чугунный бачок сорвался со стены и упал на унитаз. Это был звук бьющегося фарфора. И на вопрос "Что они там разбили?" ответ мог быть только один:"Всё!" Дальше события шли вполне предсказуемо: хлопанье дверей, метающиеся огни фонаря....и звук отъезжающей машины!
Утро принесло ̶н̶о̶в̶у̶ю̶ ̶р̶а̶д̶о̶с̶т̶ь̶ радостную новость: мы снова (да наконец-то!) остались одни и мне есть, чем заняться. А занятие и правда, было на виду:
Фарфорчик)))


Собрав весь горючий хлам, я запалил токсичное кострище. Другого способа утилизации в голову не приходило. Коровам и коршунам вменялось в обязанность убрать разложенные мной на открытых местах остатки еды. Упрашивать их не пришлось, Своё дело они знали хорошо.

В отсутствие других разумных(ли?) существ на берегу стали слышны звуки воскресающей природы. Снова запели птицы в тополях Кисыка, снова утка с выводком вышла на водную прогулку. Местные коровы нам немного докучали, считая, что возле нас тростник вкуснее, зеленее и сочнее, но сейчас даже треск стеблей под коровьими копытами казался музыкой. К стати, о музыке. С другого берега доносился приглушённый бой барабанов. Возможно, кровожадные дикари приносили кого-то в жертву. Возможно, кто-то любит возить в багажнике сабвуфер размером с баллон пропана.
Влада заметила в воде какой-то цветок, название которого я в тот момент не знал. Но некто, замаскированный на этом сайте под ником "ElvenTree", подсказала мне его название - Горец земноводный. Спасибо, Ксения!)))

Последний вечер на этой стоянке принёс необыкновенное зрелище в виде грозы над Калбинским хребтом. Молнии били достаточно часто, чтобы за 30-секундную экспозицию кадра в режиме ручной съёмки поймать две-три из них.



Впрочем, до утра я их караулить не собирался. На следующий день был намечен отъезд с поиском другой живописной стоянки. Но об этом в следующей части. До утра писать эту часть я тоже не собираюсь)))