25-27.06.2015г. Тургусунский снегомаршрут
Добавлено: 08 июл 2015, 10:49
Воодушевленные прошлогодним удачным опытом (посещение озера Подбелкового), нынче мы далеки от мысли прекратить свои походные развлечения, наоборот, решаем по возможности расширить, так сказать, географию своих пешеходных подвигов. А возможности-то ого-го! - немаленькие: хорошее отношение к нам по причине нашего интереса начальника снегомерной партии, который и сам почти фанат местной природы, особенно в ее горно-таежном варианте. И фанат не диванный, а вполне себе на практике: у нас в областном центре гидрометеорологии действуют десять снегомаршрутов, которые Александр Дмитриевич вместе со снегомерщиками преодолевал не единожды в любое время года, причем походы его - не только снегомаршруты, далеко не только.. Эдакий краевед-практик.
Так вот, о снегомаршрутах: уже только названия некоторых звучат чарующе и маняще - Убинский, Ульбинский, Шаравский, Сарымсактинский,Каракабинский, Белоберельский.. Гм, да.. Наблюдатели ходят по маршруту каждый месяц, только летом из-за отсутствия снега программа наблюдений сокращена. Т. е., если напроситься к снегомерщикам в спутники.. - рассуждали мы.. и нацелились, естественно, на Белоберельский - ну еще бы! - маршрут этот заканчивается у Нижнего Лагеря у подножия Белухи, неподалеку от водопада Кокколь. Раскатали, короче, губы.. а жизнь, естесственно, внесла коррективы в этакие возвышенные мечтания, а точнее говоря, Александр Дмитриевич, не испытывая, видимо, потрясения от нашей походной подготовки (если честно - он прав), заявил буквально следующее: "Что вам этот Белоберельский? - маршрут очень сложный, летом они там на лошадях ездят. Вы знаете, с какой стороны к лошади-то подходить?.. Да и добираться туда, к началу маршрута, далеко и сложновато.. А вот езжайте-ка вы на Тургусунский - это гораздо ближе и + там очень здорово! К тому же, он расположен вдоль лесной дороги, там везде можно проехать. Можете немного пожить в нижнем домике, в верхнем не получится - там геологи стали на целое лето (на маршруте обязательно должны быть домики-убежища - мало ли что может зимой случиться, да и не всякий маршрут даже летом можно пройти за один день), только имейте в виду, что там тайга глухая"
Разговор состоялся еще поздней весной, и как-то все было непонятно - пойдем, не пойдем? - только и развлекались, рассматривая карту маршрута. И вдруг - уже после 15.06. - !! - точно пойдем!! - определяемся, как будем добираться до Зыряновска и далее в Парыгино, срочно договариваемся и меняемся сменами на работе, чтоб наверняка было свободных дней пять..
.. И вот уже 07часов почти 30 минут 25.06. - стою возле маршрутки "Усть-Каменогорск - Зыряновск" - стараюсь запихнуть рюкзак в багажный закуточек, водитель мне помогает и, эффектно размахнувшись, пытается с шиком захлопнуть дверцу.. - бесполезно: дверца с силой бьет по пластмассовой пряжке поясного ремня рюкзака, попавшего в зазор, и отказывается захлопываться. А-а, ерунда! - мы еще раз саданем!! Пряжка наконец ломается, половина ее шлепается на землю, и водила понимает, что силою эту проблему не решишь, поправляет лямку и закрывает дверцу. И зачем была эта экспрессия вначале? Зачем-то поднимаю половину пряжки, кладу ее в карман и пробираюсь на свое место. Начинаю жаловаться Надежде и Женьке на порчу имущества, но у них свои заморочки, быстро решаем на троих, что все это неважно, главное - мы едем!! Быстро успокаиваемся, трещим обо всем и ниочем и увлеченно разглядываем мелькающие в окошке пейзажи, хотя дорога - езженая-переезженая, каждый год по ней ездим отдыхать на Бухтарму, бывает, и не один раз. Минут через 50-60 Солнце уже достаточно высоко поднялось и хорошо прогрело склоны, и в салон вместе с набегающим ветерком проникает ясно различимый запах горной клубники, нынче ее, говорят, очень много, мы собирались, да не собрались..
Маршрутка идет быстро, около 11 часов мы уже выгружаемся на автостанции в Зыряновске. Подходит молодой человек: "Вы - Гидромет? В поход?" "- Да-да, это мы, мы!!" И как узнал? Да ерунда вопрос - по рюкзакам.
Знакомимся, усаживаемся в автомобиль и Олег, один из двух наблюдателей на маршруте, везет в Парыгино, где - опять знакомство - со старшим снегомерщиком Иваном и его женой, + небольшая передышка.
Наконец усаживаемся в УАЗик и выезжаем на маршрут.
Первая остановка - северная оконечность дер. Кутиха = снегопост № 1. Наблюдаем, как Иван с Олегом сливают накопившиеся за прошедший месяц осадки, считая количество мерных стаканов.
Мне приходит в голову некая мысль, я начинаю ее думать и веселиться: ну вот представьте - идете вы по лесу, никого не трогаете, вдруг - БАХ!! - нечто
или - еще краше
Ну что может подумать неподготовленный турист? Мне кажется - вполне тянет на приземлившийся инопланетный корабль. А это - стационарная рейка и суммарный осадкомер. С осадкомером все ясно, а рейка служит для оценки высоты снежного покрова с далекого расстояния, а конкретно - с борта вертолета. Подобные облеты проводятся 1-2 раза в год, весной, незадолго до начала таяния, а раньше, во времена Советского Союза, проводились регулярно + по запросу. Реек таких по горам понатыкано около сотни, а данная-сфотографированная - на Зевакинском перевале.
Иван достает термометр, почему-то обмотанный веревочкой, протягивает Евгении:
- Измерь-ка температуру! - и, видя ее недоумение, подсказывает: - размотай веревочку и покрути.
Ну что ж, эт мы могем!!
Долго развлекаться не позволяет Иван, записывающий в книжку результаты наблюдений:
- Сколько?
- Ой, что-то много.. Может, в другую сторону повертеть?
- Верти, куда хочешь, только не забывай - он 3000 стоит.
- Ого!! +32.5°!!
(Комментарий Александра Дмитриевича уже в У-Ка: - Замечательный человек Иван, шутки добрые шутит. Вообще-то этот термометр стоит 7500)
Запечатлев дорогу, приведущую когда-нибудь в неизведанные дали, продолжаем движение
Следующая остановка - развалины старой Тургусунской ГЭС, возможно, первой ГЭС в Сибири: начали ее строить в 1898г, весной 1902г. закончили, и этой же весной Тургусун снес ее во время паводка. До рабочего состояния ее довели уже в 1930 годах, в советское время.
И вот смотрю я на этот острый бетонный грай и с грустью вспоминаю бордюрки в моем дворе, заново установленные по дорожной карте года 3-4 назад, которые уже начали осыпаться
И вот эти ступеньки успешно противостоят напору времени и природы..
А эт я
в процессе создания вот этого шедевра:
Эх, Артем, Артем! Кто ты? Где ты сейчас? Что поделываешь?
Сейчас Тургусунскую ГЭС восстанавливают, вернее, строят заново, на новом месте, метрах в 300 выше по течению, чем старая. Местные к этому строительству относятся несколько скептически..
продолжение следует
Так вот, о снегомаршрутах: уже только названия некоторых звучат чарующе и маняще - Убинский, Ульбинский, Шаравский, Сарымсактинский,Каракабинский, Белоберельский.. Гм, да.. Наблюдатели ходят по маршруту каждый месяц, только летом из-за отсутствия снега программа наблюдений сокращена. Т. е., если напроситься к снегомерщикам в спутники.. - рассуждали мы.. и нацелились, естественно, на Белоберельский - ну еще бы! - маршрут этот заканчивается у Нижнего Лагеря у подножия Белухи, неподалеку от водопада Кокколь. Раскатали, короче, губы.. а жизнь, естесственно, внесла коррективы в этакие возвышенные мечтания, а точнее говоря, Александр Дмитриевич, не испытывая, видимо, потрясения от нашей походной подготовки (если честно - он прав), заявил буквально следующее: "Что вам этот Белоберельский? - маршрут очень сложный, летом они там на лошадях ездят. Вы знаете, с какой стороны к лошади-то подходить?.. Да и добираться туда, к началу маршрута, далеко и сложновато.. А вот езжайте-ка вы на Тургусунский - это гораздо ближе и + там очень здорово! К тому же, он расположен вдоль лесной дороги, там везде можно проехать. Можете немного пожить в нижнем домике, в верхнем не получится - там геологи стали на целое лето (на маршруте обязательно должны быть домики-убежища - мало ли что может зимой случиться, да и не всякий маршрут даже летом можно пройти за один день), только имейте в виду, что там тайга глухая"
Разговор состоялся еще поздней весной, и как-то все было непонятно - пойдем, не пойдем? - только и развлекались, рассматривая карту маршрута. И вдруг - уже после 15.06. - !! - точно пойдем!! - определяемся, как будем добираться до Зыряновска и далее в Парыгино, срочно договариваемся и меняемся сменами на работе, чтоб наверняка было свободных дней пять..
.. И вот уже 07часов почти 30 минут 25.06. - стою возле маршрутки "Усть-Каменогорск - Зыряновск" - стараюсь запихнуть рюкзак в багажный закуточек, водитель мне помогает и, эффектно размахнувшись, пытается с шиком захлопнуть дверцу.. - бесполезно: дверца с силой бьет по пластмассовой пряжке поясного ремня рюкзака, попавшего в зазор, и отказывается захлопываться. А-а, ерунда! - мы еще раз саданем!! Пряжка наконец ломается, половина ее шлепается на землю, и водила понимает, что силою эту проблему не решишь, поправляет лямку и закрывает дверцу. И зачем была эта экспрессия вначале? Зачем-то поднимаю половину пряжки, кладу ее в карман и пробираюсь на свое место. Начинаю жаловаться Надежде и Женьке на порчу имущества, но у них свои заморочки, быстро решаем на троих, что все это неважно, главное - мы едем!! Быстро успокаиваемся, трещим обо всем и ниочем и увлеченно разглядываем мелькающие в окошке пейзажи, хотя дорога - езженая-переезженая, каждый год по ней ездим отдыхать на Бухтарму, бывает, и не один раз. Минут через 50-60 Солнце уже достаточно высоко поднялось и хорошо прогрело склоны, и в салон вместе с набегающим ветерком проникает ясно различимый запах горной клубники, нынче ее, говорят, очень много, мы собирались, да не собрались..
Маршрутка идет быстро, около 11 часов мы уже выгружаемся на автостанции в Зыряновске. Подходит молодой человек: "Вы - Гидромет? В поход?" "- Да-да, это мы, мы!!" И как узнал? Да ерунда вопрос - по рюкзакам.
Знакомимся, усаживаемся в автомобиль и Олег, один из двух наблюдателей на маршруте, везет в Парыгино, где - опять знакомство - со старшим снегомерщиком Иваном и его женой, + небольшая передышка.
Наконец усаживаемся в УАЗик и выезжаем на маршрут.
Первая остановка - северная оконечность дер. Кутиха = снегопост № 1. Наблюдаем, как Иван с Олегом сливают накопившиеся за прошедший месяц осадки, считая количество мерных стаканов.
Мне приходит в голову некая мысль, я начинаю ее думать и веселиться: ну вот представьте - идете вы по лесу, никого не трогаете, вдруг - БАХ!! - нечто
или - еще краше
Ну что может подумать неподготовленный турист? Мне кажется - вполне тянет на приземлившийся инопланетный корабль. А это - стационарная рейка и суммарный осадкомер. С осадкомером все ясно, а рейка служит для оценки высоты снежного покрова с далекого расстояния, а конкретно - с борта вертолета. Подобные облеты проводятся 1-2 раза в год, весной, незадолго до начала таяния, а раньше, во времена Советского Союза, проводились регулярно + по запросу. Реек таких по горам понатыкано около сотни, а данная-сфотографированная - на Зевакинском перевале.
Иван достает термометр, почему-то обмотанный веревочкой, протягивает Евгении:
- Измерь-ка температуру! - и, видя ее недоумение, подсказывает: - размотай веревочку и покрути.
Ну что ж, эт мы могем!!
Долго развлекаться не позволяет Иван, записывающий в книжку результаты наблюдений:
- Сколько?
- Ой, что-то много.. Может, в другую сторону повертеть?
- Верти, куда хочешь, только не забывай - он 3000 стоит.
- Ого!! +32.5°!!
(Комментарий Александра Дмитриевича уже в У-Ка: - Замечательный человек Иван, шутки добрые шутит. Вообще-то этот термометр стоит 7500)
Запечатлев дорогу, приведущую когда-нибудь в неизведанные дали, продолжаем движение
Следующая остановка - развалины старой Тургусунской ГЭС, возможно, первой ГЭС в Сибири: начали ее строить в 1898г, весной 1902г. закончили, и этой же весной Тургусун снес ее во время паводка. До рабочего состояния ее довели уже в 1930 годах, в советское время.
И вот смотрю я на этот острый бетонный грай и с грустью вспоминаю бордюрки в моем дворе, заново установленные по дорожной карте года 3-4 назад, которые уже начали осыпаться
И вот эти ступеньки успешно противостоят напору времени и природы..
А эт я
в процессе создания вот этого шедевра:
Эх, Артем, Артем! Кто ты? Где ты сейчас? Что поделываешь?
Сейчас Тургусунскую ГЭС восстанавливают, вернее, строят заново, на новом месте, метрах в 300 выше по течению, чем старая. Местные к этому строительству относятся несколько скептически..
продолжение следует